Еще 13-го сентября появились первые слухи о том, что Латвия хочет закрыть один из пропускных пунктов на границе с Беларусью вслед за двумя соседними государствами — Литвой и Польшей. Гунтис Пуятс, руководитель латвийской Государственной погранохраны, тогда говорил, что такое решение было принято в связи со значительно выросшей за последней время волной нелегальной миграции. Так, уже 10-го числа было осуществлено более 250 попыток пересечь белорусско-латвийскую границу — своеобразный рекорд за все время существования республики. Для сравнения: за весь август 2023 года было зарегистрировано в общей сложности 1615 случаев, а за восемнадцать сентябрьских дней — 1773 (!).
Подобная идея вызвала ожесточенные споры. Международный пункт «Урбаны/Силене» мог обслуживать пассажирское и грузовое сообщение. Пропускная способность пункта достигала двести грузовых и триста легковых автомобилей в сутки. В целом, закрытие этой точки грозило серьезным увеличением и задержкой очереди на границе. Учитывая, что на сегодня Литва сильно ужесточила контроль за экспортом, многие транспортно-логистические компании постепенно переориентировали свои маршруты на Латвию, соответственно, нагрузка на пограничные пункты возросла.
Но сроки и обстоятельства реализации закона тогда были еще неизвестны.
Согласно официальным данным, 19 сентября в 20:00 пограничный переход «Силене» прекратил свое функционирование на неопределенное время. Причем произошло это в одностороннем порядке.
Кабинет министров республики поддержал внесение поправок в приказ «Об объявлении усиленного режима работы системы охраны границы». Вся суть правок заключалась в том, что 40-50 пограничников, работавших на пропускном пункте, должны быть переброшены для усиленной охраны других пограничных зон. Конечно, были приняты во внимание и последние события, и активная поддержка Беларуси России во многих геополитических вопросах.
К закрытию готовились заранее — строительные материалы свозились загодя, за семь дней до окончательного принятия решения. Сейчас линия государственной границы со стороны республики внешне выглядит как блокпост: сплошная гигантская стена из бетонных блоков, обнесенная колючей проволокой. За несколько часов до прекращения существования пропускного пункта многие приезжие иностранцы в спешке покидали и Беларусь, и Латвию, чтобы позже не искать другие пути выезда.
Однако, по некоторым источникам, идея о блокировании перехода в связи с необходимостью защиты страны от незаконной миграции честна лишь наполовину. Дело в том, что нелегалы редко когда используют легальные коридоры, чтобы пересечь границу. Закрытием пропускного пункта латвийская сторона хочет, прежде всего, преградить дорогу гражданам Евросоюза в Беларусь. 28-го августа представители Польши, Литвы, Латвии встречались, чтобы обсудить механизм полного перекрытия белорусской границы всеми тремя государствами.
На данный момент на латвийско-белорусской границе по-прежнему функционирует последний автомобильный пропускной пункт — «Григоровщина/Патерниеки». По проходимости он сопоставим с закрытым переходом «Силене/Урбаны» и может принимать примерно до двухсот грузовых автомобилей в сутки.
Пока что заторов и пробок на этом участке не наблюдается, хотя в логистике именно осенью традиционно отмечается высокий сезон. Возможно, это связано с тем, что перевозчики, заранее уведомленные о сложившейся ситуации, предприняли свои меры и отказались от мысли переправить товары через латвийскую границу. Согласно информации, полученной от Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, на данный момент на выезде стоит около тридцати машин.
На границе с Литвой остается четыре действующих пункта, а на границе с Польшей — только один переход («Козловичи/Кукурыки»), и тот для грузового автотранспорта. Причем в последнем случае еще и действуют ограничения с обеих сторон на ввоз полуприцепов и прицепов. Все это сильно ограничивает торговлю со странами Евросоюза. Так что поставщики уже начали переориентацию на восточное направление.