«Поворот на Восток»: тенденции, особенности и противоречия Логистики в 2022 году



Введение санкций против России в 2022 году значительно повлияло на деятельность многих компаний, в первую очередь транспортных. Началась масштабная перестройка международных экономических связей, что привело к трансформации логистических цепочек поставок, изменению маршрутов и объемов контейнерных перевозок, переориентации их на азиатские рынки.

Против Российской Федерации было введено более 9 000 санкционных мер, суммарно увеличивших количество санкций до 12 000 с учетом ранее опубликованных ограничительных и запретительных документов.

Отказ крупнейших контейнерных линий и хабов Европы работать с российскими грузами повлиял на работу российских северо-западных портов, где оказалось заблокировано до 50% товаров, которые шли на импорт в Россию и до 60% российского экспорта. Приостановка букинга на перевозку оказала значительное влияние на рост стоимости перевозок и сроки перемещения грузов.

Стремительные события вызвали стремительные ответные меры в виде оперативно принятого постановления о легализации параллельного импорта и закона о повторном использовании контейнерного оборудования. Данные меры были призваны сдержать формирование неудовлетворённого спроса и обеспечить рынок контейнерным оборудованием.

После возникновения геополитических и экономических конфликтов с западными странами стала очевидной необходимость ускорить развитие экономических отношений со странами АТР, сформировалась устойчивая концепция развития логистики – «Поворот на Восток».

В связи с эти нам показалось интересным проанализировать основные изменения рынка контейнерных перевозок в Дальневосточном регионе. Ведь изменения транспортных путей повлекут за собой неминуемую перестройку инфраструктуры в виде таможенных представителей, складов, перевозчиков и др.

Давайте рассмотрим, что на данный момент происходит в Логистике ДВ РФ.

По данным FESCO, ведущей транспортной компании на Дальнем Востоке, за первые 6 месяцев 2022 года экспортные потоки из портов Дальнего Востока увеличились на 21%. Отдельно хочется отметить поставки угля, которые увеличились на 42% в сторону Китая и на 60% в сторону Индии. Большая часть отправок осуществлялась из порта Восточный.

Высокий рост объемов экспорта показывает не только уголь. В сентябре 2022 главный российский контейнерный оператор Global Ports заявил о росте контейнерного потока через терминалы Дальнего Востока на 29%.

Для оценки влияния санкционного кризиса на трансформацию Дальневосточного рынка контейнерных перевозок был проведен опрос экспертов логистической отрасли региона, входящих в руководящий состав транспортных компаний Дальнего Востока: ООО «Феско интегрированный транспорт», АО «Евросиб СПб — транспортные системы», ООО «СиЛайнер», ООО «Единая транспортная — ДВ», ООО «ВЛ-Лоджистик», ООО ЛК «Эл Си Эл-Восток Групп», ООО «РЖД — Логистика», ООО «ПЭК», ООО «Эни Шип Лоджистикс».

Ранжирование мнений опрошенных экспертов по степени влияния различных факторов на логистический кризис в 2022 году представлено на рисунке 1. Для оценки влияния была выбрана шкала от 1 до 5 баллов, в которой 1 балл означает наименьшее влияние, а 5 баллов — наибольшее.

Рисунок 1 — Результаты опроса экспертов Дальневосточного рынка контейнерных перевозок по оценке влияния различных факторов санкционного кризиса на логистический бизнес региона

По мнению многих экспертов, факторами, оказавшими наибольшее негативное влияние на деятельность компаний, являются уход с рынка РФ крупных контейнерных перевозчиков, дефицит контейнеров, запрет на перевозку определенных видов грузов из Азии в Россию и высокую волатильность курса доллара.

По оценке опрошенных экспертов, концепция «Поворот на Восток» вероятнее всего приведет к увеличению объемов импортных и экспортных, а также внутрироссийских контейнерных грузоперевозок через порты Дальнего Востока в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Этот прогноз начал сбываться.

По данным портала InfraNews, перевалка контейнеров в Дальневосточном бассейне по итогам января-августа 2022 года выросла на 6,1%, до 1,46 млн TEU. Рост контейнерооборота в Арктическом бассейне составил 22% год к году, Каспийском – 77%. Порты Балтийского бассейна потеряли 48% оборота, перевалив 863,6 тыс. TEU против около 1,7 млн TEU годом ранее. Азово-Черноморский бассейн потерял 10,8% оборота, перевалено 504,86 тыс. TEU против 566,23 тыс. TEU годом ранее. Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Изменение объемов контейнерных перевозок за 8 месяцев 2022 г. в сравнении с тем же периодом 2021 г. ТЕU.

Данные, приведенные на рисунке 2 показывают рост контейнерных перевозок через порты Дальнего Востока.

Большинство опрошенных компаний готово к увеличению контейнерного грузооборота при реализации сценария “Поворот на Восток”. Они готовы развиваться, содействовать скорейшей перевалке грузов. Эксперты сообщили, что у них уже заново выстроены логистические цепочки, закуплено контейнерное оборудование, но они опасаются, что основным ограничением в реализации сценария “Поворот на Восток” станет малая пропускная способность Дальневосточных морских и железнодорожных контейнерных терминалов. Так, в самые грузонапряжённые месяцы с сентября по декабрь традиционно в регионе отмечается увеличение сроков ожидания на рейде возможности встать к причалу от одного — двух недель до месяца. Осенью 2022 года отмечается острая нехватка фитинговых платформ для отправки прибывших в порты контейнеров далее по железной дороге в регионы РФ.

Увеличение загруженности региона должно стимулировать его дополнительное развитие. На Восточном Экономическом Форуме, который прошёл в сентябре 2022 года во Владивостоке было заявлено, что до 2030 года в развитие портов Приморского края будет инвестировано около 400 млрд рублей. Финансирование уже начинает реализовываться, в Шкотовском районе Приморского края, в бухте «Суходол» на 80% завершено строительство нового угольного порта, который, в перспективе, будет пропускать через себя 20 млн тонн угля в год. К 2025 году в этом порту должен появиться контейнерный терминал, а к 2027 году- зерновой. Согласно федеральному проекту ТЛЦ до 2024 года, суммарная мощность введенных в эксплуатацию грузовых мультимодальных транспортно- логистических центров должна составить не менее 51,6 млн тонн.

Президент РФ В.В. Путин назвал Сибирь и Дальний Восток «Национальным приоритетом на весь XXI век». Сейчас в мировой геополитике непростая ситуация и может показаться, что это время для снижения торговой активности, но торгово-экономические связи всегда находят способ адаптироваться и перестроиться. Ухудшение отношений с Западными странами дало дополнительный стимул для выстраивания более крепких торговых отношений с Азиатско-тихоокеанским регионом и, следовательно, к необходимости развития логистических мощностей в Дальневосточном регионе страны, перспективы развития которого на данный момент являются очень значительными.

Статью подготовили:

М.Е. Брылева,
кандидат экономических наук, административный директор Диалог Терминал,
г. Санкт-Петербург

Н.П. Белозерцева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и торговли, ВВГУ,
г. Владивосток

Наши грузополучатели