Госдума вернулась к проблеме единого реестра автомобильных перевозчиков грузов. Глава Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев направил законопроект на рассмотрение депутатов.
С 2009 года в России вместо обязательного лицензирования был введен уведомительный порядок старта деятельности в сфере автоперевозок. По истечению времени стало видно, что данные правила соблюдает лишь 20% всех участников рынка.
Инициаторы нововведения подчеркивают, что Ространснадзор озабочен отсутствием контроля за деятельностью большей части собственников грузовых автомобилей. Более половины услуг в отрасли перевозки грузов происходит с незаконным уклонением от налогов. Таким образом, сознательные перевозчики проигрывают им в борьбе за клиента.
В пояснениях к нововведению отмечается, что создание реестра призвано улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения. По имеющимся данным, число дорожно-транспортных нарушений, допущенных водителями грузовиков, неуклонно растет, а количество пострадавших в 9 раз больше, чем в ДТП с пассажирским транспортом.
Авторы законопроекта надеются на повышение легальности рынка внутренних грузоперевозок автомобильным транспортом, обеспечение контроля за грузоперевозками автомобильным транспортом, а также на рост доходов бюджета на 450 млрд руб. в год.
Действие реестра распространяется на внутренние коммерческие перевозки по России. Международные грузы, доставка грузов для личных потребностей, перевозка по дорогам ниже класса общего пользования продолжатся без изменений.
Обязанность внесения сведений в реестр автомобильных перевозчиков возлагается на всех собственников грузовиков массой свыше 3,5 тонн, а также их пользователей по иному праву владения. Запрещается коммерческая эксплуатация транспорта в отсутствие записи в реестре.
Клиенты перевозчиков, не зарегистрированных в реестре, несут ответственность наряду с самим перевозчиком.
Разрешается не вносить сведения в реестр международным грузоперевозчикам, работающим в России, так как они с 2021 года регистрируются в реестре допуска.
Запись в реестре приравнивается к уведомлению о начале работы перевозчика.
Необходимо сообщить данные о транспорте и владельце:
Устанавливаются следующие требования к перевозчику:
Кандидат на включение в электронный реестр на право перевозок должен не иметь задолженности перед бюджетом, руководитель — без непогашенной уголовной судимости за экономические преступления, нарушения ПДД и иные действия, указанные в законопроекте.
Профессиональную компетентность удостоверяется фактом работы ответственного сотрудника, на которого в компании возложены обязанности обеспечения безаварийной езды.
После направления уведомления от инициатора запись о перевозчике в реестре появляется на следующий день, и он может начать осуществлять перевозку грузов. Заявитель получает в подтверждение выписку из реестра в электронном виде с указанием QR-кода.
Все данные из реестра будут находиться на электронной платформе «ГосЛог».
Исключение грузоперевозчика из реестра происходит в следующих случаях:
Инициаторы закона планируют ввести в действие реестр автомобильных перевозчиков к 1 марта 2025 года.
Предлагается ввести переходный период, который составит 180 дней для крупнотоннажных грузовиков свыше 12 тонн, и 270 дней от даты вступления закона для владельцев грузового транспорта от 3,5 до 12 тонн.
Эксперты Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов опасаются роста экономической нагрузки на владельцев транспорта, что приведет к дефициту машин и росту тарифов в два раза.
Вероятен уход с рынка мелких компаний, который занимают значительную долю в отрасли перевозок. Необходимо продумать систему мотивации для поворота в легальное поле деятельности.
Для поддержки малого и среднего бизнеса в данной сфере важно разработать меры переходного периода и провести обучение персонала работе в новых условиях. Эксперты предупреждают о возможном росте расходов на доставку и удорожанию товаров для конечного потребителя.