Даже при грамотном планировании и работе Ñ Ñамыми ответÑтвенными партнерами ни одна грузоперевозка не заÑтрахована от штрафов и Ñанкций. Ð’Ñегда может изменитьÑÑ Ð¼Ð°Ñ€ÑˆÑ€ÑƒÑ‚, возникнуть проблемы Ñ Ð¾Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ грузов, проÑтоем транÑпорта и Ñ‚.п. ПоÑтому Ñледует знать, как начиÑлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ раÑходы и что делать, чтобы Ñнизить риÑки их возникновениÑ. Ð’ Ñтатье мы разберем, что такое демередж контейнера и детеншн, каковы причины их Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ раÑÑкажем, как правильно раÑÑчитать лишние Ñборы.
Что такое демередж?
И демередж, и детеншен отноÑÑÑ‚ÑÑ Ðº морÑким контейнерным грузоперевозкам. Слово demurrage воÑходит к французÑкому «demeurer» и доÑловно переводитÑÑ ÐºÐ°Ðº «проÑтой». Заход и ÑтоÑнка любого Ñудна в порту проиÑходит по четкому графику, и любые Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² графике морÑкого транÑпорта ведут к Ñерьезным убыткам. ЕÑли товар задерживаетÑÑ Ð½Ð° Ñудне из-за Ð¾Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð², разгрузки-погрузки и прочих формальноÑтей, то порт выÑтавлÑет штраф, чтобы компенÑировать убытки.
Демередж означает и лишнее времÑ, в течение которого грузы находÑÑ‚ÑÑ Ð² порту, и Ñам штраф. ЕÑли говорить более официальным Ñзыком, то демередж контейнера — Ñто плата за проÑтаивание груза на территории терминала/порта. Обычно Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾ÑтавлÑетÑÑ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ Ñрок, в течение которого контейнер может ÑтоÑÑ‚ÑŒ в порту Ñовершенно беÑплатно — в Ñреднем от 3-4 Ñуток до двух недель. ЕÑли вы забираете груз позже указанного Ñрока, штраф начиÑлÑетÑÑ Ð·Ð° каждые Ñутки проÑрочки.
Штраф выÑтавлÑÑŽÑ‚ продавцу, фрахтователю и Ñтороне, отвечающей за разгрузку/погрузку. ОÑобенноÑти demurrage в логиÑтике детально обозначены в Â«Ð˜Ð½ÐºÐ¾Ñ‚ÐµÑ€Ð¼Ñ 2010» и КодекÑе торгового Ð¼Ð¾Ñ€ÐµÐ¿Ð»Ð°Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑийÑкой Федерации. Что каÑаетÑÑ ÑƒÑловий поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ оплаты штрафа, их пропиÑывают в договоре между Ñудовладельцем и отправителем (ÑобÑтвенником) груза.
Детеншен — что Ñто такое?
Детеншен контейнера — Ñто штраф (Ñбор) за Ñверхнормативную ÑкÑплуатацию контейнера вне территории порта. Между демередж и детеншн Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¸Ñ†Ð° в том, что первый термин отноÑитÑÑ Ðº грузу, а второй — к контейнеру или аналогичной таре.
Ð›ÑŽÐ±Ð°Ñ ÑÑƒÐ´Ð¾Ñ…Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð°ÐµÑ‚ адекватные границы Ñроки доÑтавки груза из порта в пункт назначениÑ. Ð’ Ñтот период иÑпользование контейнера никак не оплачиваетÑÑ. Ðо еÑли тара Ð²Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ возвращаетÑÑ Ð² порт, то ÑÑƒÐ´Ð¾Ñ…Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñ‹ÑтавлÑет владельцу груза штраф. Ð’Ñе обÑтоÑтельÑтва, права и обÑзанноÑти отноÑительно детеншен должны быть пропиÑаны в договоре.
Причины Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Demurrage and Detention
ОÑновные причины поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑˆÑ‚Ñ€Ð°Ñ„Ð¾Ð² демередж и детеншен:
- Проблемы Ñ Ð¾Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ документов. ЕÑли к моменту поÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð° в терминал вÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð½Ðµ была оформлена, то проÑтой товаров в порту неизбежен.
- Ðеправильные данные. ЕÑли ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñопроводительных бумагах раÑходÑÑ‚ÑÑ Ñ Ñ„Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑкими, оÑобенно при международном ÑтатуÑе грузоперевозки, проверка гарантирована. Рза неправильное заполнение документов могут добавить дополнительные Ñанкции, вплоть до конфиÑкации товара.
- Ð¢Ð°Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÑ€ÐºÐ°. ЕÑли у таможенников возникли Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾Ñительно груза, его проверка однозначно затÑнетÑÑ. Такие Ñитуации проиÑходÑÑ‚ при учаÑтии в перевозке импортера Ñ Ð¸Ñпорченной репутации, при необходимоÑти проверки целоÑтноÑти груза, его перевзвешиваниÑ, Ð¸Ð·Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ€Ð¾Ð². Контейнер на терминале будет задержан на неопределенный Ñрок, и получателю придетÑÑ Ð²Ñ‹Ð¿Ð»Ð°Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ демередж.
- Ð‘Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ÑженноÑÑ‚ÑŒ маршрута от терминала до получателÑ. Ð’ подобных ÑитуациÑÑ… терминал чаÑто увеличивает Ñрок беÑплатного иÑпользованиÑ. Ðо еÑли вы не уложитеÑÑŒ и в него, детеншен за контейнер будет неизбежен.
- Задержка тары на Ñкладе. ЕÑли при разгрузке товаров на Ñкладе возникают проблемы Ñ Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸, Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸ÐµÐ¼ Ñвободного меÑта и пр., то штраф неминуем.
Как комбинировать демередж и детеншн
СущеÑтвует возможноÑÑ‚ÑŒ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð²ÑƒÑ… типов Ñборов, ÑвÑзанных Ñ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼ хранением грузов и иÑпользованием контейнеров, в контекÑте торговых операций. При импорте товаров в порт они Ñначала разгружаютÑÑ Ñ Ñудна, поÑле чего направлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð½Ð° Ñклад заказчика, а затем контейнеры возвращаютÑÑ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²Ð¾Ð·Ñ‡Ð¸ÐºÑƒ. Ð’ Ñтом процеÑÑе демередж Ñудна может начиÑлÑÑ‚ÑŒÑÑ Ð´Ð¾ момента, когда груз будет выгружен на Ñклад, а детеншн — на Ñтапе, когда контейнер еще находитÑÑ Ð½Ðµ у перевозчика.
При ÑкÑпорте, наоборот, контейнеры Ñначала забираютÑÑ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²Ð¾Ð·Ñ‡Ð¸ÐºÐ¾Ð¼, поÑле чего наполнÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð½Ð° Ñкладе, проходÑÑ‚ таможенные процедуры и возвращаютÑÑ Ð² порт. Ð’ Ñтом Ñлучае детеншн начиÑлÑетÑÑ Ð´Ð¾ момента, когда контейнер находитÑÑ Ð½Ð° Ñкладе и ожидает погрузки груза, а демередж — поÑле того, как контейнеры вернутÑÑ Ð² порт.
Стандартной практикой ÑвлÑетÑÑ Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ между перевозчиком и владельцем груза о комбинировании Ñтих двух типов платежей. ЧаÑто демередж Ñудна и детеншн контейнеров объединÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð²Ð¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð¼Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚Ð° и ÑкÑпорта — во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð¹ процедуры Ñначала можно оплатить демередж, а затем детеншн, и наоборот при ÑкÑпорте.
Какие факторы Ñледует учитывать, а каких избегать?
Ð’ международных перевозках ни один учаÑтник не заинтереÑован в долгой аренде контейнера или задержке Ñудна. Однако ÑущеÑтвуют Ñитуации, когда приходитÑÑ ÑƒÐ¿Ð»Ð°Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ демередж и детеншен:
- Ðеправильно заполненные документы могут привеÑти к задержке в порту и дополнительным раÑходам. РекомендуетÑÑ ÑоÑтавлÑÑ‚ÑŒ и проверÑÑ‚ÑŒ документы Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ ÑпециалиÑтов по международным грузоперевозкам.
- Ð£Ñ‚ÐµÑ€Ñ Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð² точно приведет к Ñерьезным задержкам. Ð”Ð»Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾Ñ‚Ð²Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñтой Ñитуации рекомендуетÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑ‚ÑŒ неÑколько копий и хранить их в надежном меÑте.
- Задержки на таможне ÑтановÑÑ‚ÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ дополнительных раÑходов. Во избежание Ñтого Ñледует обратитьÑÑ Ðº ÑпециалиÑтам, которые помогут Ñ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ оформлением документов Ð´Ð»Ñ Ñ‚Ð°Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ оформлениÑ.
- ÐеÑоблюдение Ñроков поÑтавки может привеÑти к дополнительным раÑходам на демередж и детеншен. Чтобы Ñтого избежать, необходимо оптимизировать маршрут доÑтавки, координировать дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… транÑпортных ÑредÑтв.
Как раÑÑчитать ÑтоимоÑÑ‚ÑŒ
СтоимоÑÑ‚ÑŒ демередж и детеншен в контейнерных перевозках — величина вполне определеннаÑ. Демередж ÑчитаетÑÑ Ñ Ð¼Ð¸Ð½ÑƒÑ‚Ñ‹, когда заканчиваетÑÑ Ñталийное Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ â€” Ñрок, в течение которого ÑобÑтвенник дает возможноÑÑ‚ÑŒ разгрузить или погрузить товары. Demurrage может быть указан в днÑÑ…, чаÑах и минутах.
Тарифы и раÑчет Ñтавки определÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¾Ð¼. Ðо еÑли в документах ничего не пропиÑано, пользуютÑÑ Ñ‚Ð°Ñ€Ð¸Ñ„Ð°Ð¼Ð¸ порта. ЕÑли и в порту отÑутÑтвует Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñтавке, то получателю груза придетÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñтью компенÑировать раÑходы ÑобÑтвенника Ñудна по Ñодержанию поÑледнего (причем Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ зарплату Ñкипажа). Важно, что еÑли требование по демереджу предъÑвлÑетÑÑ Ð¿Ð¾ иÑтечению определенного Ñрока, то никакой компенÑации получатель не платит.
Размер детеншен завиÑит от количеÑтва проÑроченных дней, вида контейнера, дополнительного оÑÐ½Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ (например, Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ñ€ÐµÑ„Ñ€Ð¸Ð¶ÐµÑ€Ð°Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°). Обычно Ñтавка раÑÑчитываетÑÑ Ð¿Ð¾ днÑм. ЕÑли вы задержали контейнер на три днÑ, а Ñтавка равна 25 долларам, то вам придетÑÑ Ð²Ñ‹Ð¿Ð»Ð°Ñ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ 25*3 = 75 долларов.
Пример раÑчета
Демередж:
- Предположим, что беÑплатный период Ð´Ð»Ñ Ð²Ñ‹Ð³Ñ€ÑƒÐ·ÐºÐ¸ или загрузки контейнера ÑоÑтавлÑет 7 дней.
- Задержка контейнера в порту ÑоÑтавила 23 Ð´Ð½Ñ (30 дней Ñрока Ð¼Ð¸Ð½ÑƒÑ 7 дней беÑплатного периода).
- Предположим, что Ñтавка демереджа ÑоÑтавлÑет $100 в день.
Тогда Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ Ñумма демереджа будет: $100/день × 23 Ð´Ð½Ñ = $2300.
Детеншен:
- Предположим, что времÑ, отведенное Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ñ€ÑƒÐ·ÐºÐ¸ или выгрузки контейнера, ÑоÑтавлÑет 3 днÑ.
- Задержка контейнера за пределами порта ÑоÑтавила 27 дней (30 дней Ñрока Ð¼Ð¸Ð½ÑƒÑ 3 Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° погрузку или выгрузку).
- Предположим, что Ñтавка детеншна ÑоÑтавлÑет $80 в день.
Тогда Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ Ñумма детеншна будет: $80/день × 27 дней = $2160.
Таким образом, Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ Ñумма дополнительных раÑходов по демереджу и детеншену ÑоÑтавит $2300 + $2160 = $4460.
Как избежать штрафов
Чтобы не попаÑÑ‚ÑŒ в неприÑтную Ñитуацию, ÑвÑзанную Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ½ÑˆÐµÐ½ и демередж контейнера, Ñледует очень внимательно отнеÑтиÑÑŒ к оформлению вÑех документов на грузоперевозку, обÑзательно Ñверить фактичеÑкую и пропиÑанную в бумагах информацию. Перед тем, как отправить контейнер из терминала получателю, уточните Ñроки Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð°, ÑоглаÑуйте заранее дату возврата тары, узнайте, каков размер штрафов в конкретном порту. Обычно ÑÑƒÐ´Ð¾Ñ…Ð¾Ð´Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð´ÐµÑ‚ навÑтречу в Ñложных обÑтоÑтельÑтвах. И, конечно, во избежание форÑ-мажора нужно продумать каждый Ñтап погрузки, разгрузки, транÑпортировки контейнеров.
Заключение
Мы подробно раÑÑказали о demurrage and detention — что Ñто такое, откуда берутÑÑ Ð¸ как начиÑлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ штрафы, что нужно делать, чтобы избежать их поÑвлениÑ. Ðе забывайте, что многое завиÑит от правильной организации грузоперевозки. ЕÑли вы ÑомневаетеÑÑŒ, беÑпокоитеÑÑŒ, что что-то может пойти не так, лучше доверитьÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ÐµÑÑиональным логиÑтам. Привлечение ÑпециалиÑта поможет грамотно организовать веÑÑŒ процеÑÑ Ð¸ не допуÑтить штрафов.
Leave a comment