Фулфилмент — это передача логистической составляющей продаж на аутсорс. Данная стратегия позволяет быстро запустить свой бизнес или расширить уже работающее предприятие без серьезных капиталовложений. Не хватает ресурсов, не хотите вдаваться в тонкости организации грузоперевозок — фулфилмент-центр придет на помощь. Закажите услугу, и вам не придется беспокоиться за то, когда и в каком виде ваш товар будет доставлен клиенту.
Если говорить про фулфилмент, что это простыми словами, то представьте себе посредника, который берет на себя движение товаров и соответствующей информации от продавца к покупателю.
Стратегия идеально подходит для тех, кто решил открыть собственный интернет-магазин или реализовывать свою продукцию на маркетплейсах. На найм грузчиков, упаковщиков, кладовщиков, аренду складского помещения и офиса денег нет или их не хочется тратить, а логистический оператор берет на себя весь цикл доставки от оформления покупки до передачи ее клиенту.
В этом случае фулфилмент для интернет-магазина становится настоящей опорой — вы освобождаете время на такие важные вещи, как маркетинг, расширение бизнеса, поиск клиентов и т.д. Начинающий бизнесмен плохо разбирается в тонкостях упаковки или отгрузки товаров, проверке позиций на предмет брака, нюансах прохождения таможенного контроля, выборе маршрута доставки. Основное же преимущество фулфилмента как раз в опыте, в выстроенных, продуманных логистических цепочках.
Если вы поняли, что такое фулфилмент простым языком, то должны понять, что услуга пригодится при оптимизации и масштабировании бизнеса. Решили расширить географию продаж на соседние регионы или сократить штат? Обращение к фулфилмент-оператору поможет уладить все подобные вопросы.
После того, как мы подробно разобрали про фулфилмент, что это такое, вы наверняка догадались и о следующем ограничении: ваш бизнес должен подпадать под географию оператора. Если вы ведете деятельность в глухих районах и отдаленных областях, воспользоваться услугой не получится.
Согласно исследованиям, количество компаний, прибегающих к данной стратегии, за последние несколько лет удвоилось. В основном это мелкие частные производства, небольшие магазины, решившие полностью перейти в онлайн бренды.
Все начинается с заключения договора между продавцом и оператором. Второй шаг — связывание информационных систем — происходит обычно по API, если используются распространенные CRM. При этом все осуществляемые операции одинаково отображаются у продавца и оператора. В спорных ситуациях отследить действия помогает видеоконтроль.
Дальнейшие работы поэтапно выглядят так:
При этом необязательно заказывать весь цикл — вы можете выбрать только необходимые услуги и оплачивать их.
Учитывайте, что фулфилмент-центры не работают с товарами, которые, по текущему законодательству, запрещается реализовывать дистанционно — например, с табачной и алкогольной продукцией, некоторыми медикаментами и ювелирными изделиями. Та же ситуация с любыми скоропортящимися продуктами, включая большую часть товаров пищевой промышленности и живые цветы — слишком большие риски придется взять на себя в этом случае. А вот хранящиеся без особых проблем консервы, бакалею оператор обычно соглашается принять. Впрочем, некоторые компании также отказываются обрабатывать крупногабаритные вещи, в том числе бытовую технику и мебель.
Аналогичным образом работает фулфилмент для маркетплейсов, только в логистической цепочке доставка осуществляется не до покупателя, а до склада интернет-платформы. Интересно, что и сами маркетплейсы по факту выполняют функции фулфилмента. Также доставку и хранение товаров могут предлагать почтовые и транспортные компании. Иногда обычная организация арендует склад для себя, а потом задумывается о том, что было бы неплохо оказывать соответствующие услуги сторонним лицам.
Моделей фулфилмента для маркетплейса существует великое множество. Приведем две самых популярных
В первую очередь, это — доступная стоимость, особенно по сравнению с необходимостью самостоятельно нанимать сотрудников и арендовывать склады. Прием, хранение, комплектация за единицу заказа выходит дешевле автобусной поездки. Снижается стоимость товара при продаже, уменьшается бюджет, необходимый для запуска бизнеса.
Второй плюс — вы платите не за площадь, а точно за количество позиций, который требуется отгрузить. Соответственно, нет и нужды лихорадочно рассчитывать объемы заказов и поставок.
Третье преимущество — доверяя опытному фулфилмент-оператору, вы избегаете ошибок и издержек, которые неминуемо появляются при попытке построить собственную логистическую систему. Эти ошибки часто бьют больно по бизнесу, так как проблемы с доставкой отражаются на отзывах от покупателей. Кроме того, операторы уже знают, какая упаковка подойдет для конкретной продукции, что снижает риск повреждения товаров, у них отлажен алгоритм работы с возвратами по причине брака.
Четвертое достоинство: прием оплаты. Фулфилмент-оператор может выступить в роли платежного агента, и тогда вся выручка будет перечисляться на его счет. То, что значит фулфилмент в такой ситуации, оценят многие бизнесмены, измученные необходимостью применения ККТ — контрольно-кассовой техники.
Но есть у фулфилмента и минусы. Завязанная на одной посторонней организации логистика может быть очень хрупка и зависима. Поэтому важно сразу подыскивать надежную компанию с проверенной репутацией и следить за регулярностью оплаты. Также имейте в виду, что у вас не будет свободного доступа к товарам на складе.
Что касается передачи роли платежного агента, здесь у фулфилмента появляется еще один недостаток — большинство организаций переводит деньги продавцу в строго определенные дни. Если у вас низкий оборот, для бизнеса это может оказаться критичным.