Главная >
Статьи >
Логистика транспортных перевозок: что это такое?
Логистика транспортных перевозок: что это такое?
Логистика транспортных перевозок — это сфера, которая занимается организацией транспортировки груза. Логистические работы включают в себя проработку маршрутов, доставку товаров под ключ, минимизацию временных и финансовых расходов на перевозки. Главная задача логистов — организовать доставку с учетом скорости движения, расхода топлива, вместимости и грузоподъемности транспорта так, чтобы груз пришел получателю в нужном количестве, в сохранном состоянии и точно в срок. При этом в роли логистического звена может выступать как крупная специализированная компания, так и соответствующий отдел/водитель, осуществляющий развозку товаров клиентам на собственном автомобиле.
Значимость транспортной логистики
Логистика перевозок имеет значение не только для предпринимателей, но и для приобретателей их продукции. Неграмотно построенный маршрут удорожает себестоимость товаров, что влияет на рентабельность бизнеса, снижает покупательную способность потребителя. Бизнес с грамотно организованной логистикой конкурентоспособен, отличается высоким качеством обслуживания клиентов, а потребитель, в свою очередь, получает товары в целости и сохранности, без брака и повреждений. В продуманной перевозке нуждаются любые виды грузов — от бытовой химии и детских игрушек до крупной электроники и автозапчастей.

История возникновения
Транспортная логистика, если кратко, возникла более нескольких тысяч лет назад. С прошлых времен и по сей день она востребована везде, где надо доставить продукты питания, проложить путь, организовать определенный вид деятельности в отдалении от населенных пунктов. Само понятие появилось в Древней Греции, где логистика широко использовалась в торговле и военном деле. Ее основные принципы впоследствии пригождались ремесленникам, цеховым мастерам, купцам, путешественникам, открывавшим новые торговые пути — Христофору Колумбу, Васко да Гама и пр.
Однако официальное признание транспортно-логистическая деятельность получила в 1974 году, в Германии, на Европейском Конгрессе. Участники конгресса обозначили и главную ее цель: доставку товаров в обозначенную точку за определенный срок с минимумом затрат.
Рынок логистических услуг сформировался в 90-е сначала в Америке, где появились первые компании, предлагающие услуги организации перевозок. В России он возник позже, во времена перехода страны на рыночную экономику.
Российская сфера транспорта и логистики развивается медленно: это связано с отсутствием бизнес-планов и внедрением многофункциональных должностей, когда один работник организации выполняет разнородные функции. На мировой же арене обороты в логистической сфере ежегодно вырастают примерно на пятую часть.
Задачи транспортной логистики
Данный раздел логистики решает сразу несколько задач.
- Анализ характеристик, веса, объема отправления, пунктов приема и доставки груза, построение маршрута с учетом географии местности. Обязательно учитываются условия хранения и перевозки, необходимость использования для транспортировки специализированного оборудования.
- Подбор подходящей разновидности транспорта в зависимости от построенного маршрута, частоты, условий перевозки — воздушный, водный, наземный виды. В последний входят автомобили, автобусы, ж/д дорога. Иногда используется трубопровод.
- Оптимизация расходов. Чтобы перевозка была максимально эффективной, необходимо регулярно перепроверять готовые маршруты, задействовать более подходящий транспорт. Это позволяет снижать себестоимость грузов, ускорять доставку, наращивать объемы поставок.
- Составление запасных маршрутов. Этот пункт выполняется как в рамках оптимизации, так и в целях профилактики срыва грузоперевозок в связи с неожиданно наступившими обстоятельствами. Значение имеет все: риск возникновения дорожных пробок, состояние трасс, климатические изменения, минимальная и максимальная скорость движения. Информацию по каждому пункту нужно отслеживать и корректировать, что по силам только профильным специалистам.
- Организация транспортных систем, в которых продумано каждое звено и каждый коридор.
- Обеспечение контроля за состояние и сохранностью грузов во время перевозки.
- Совместная работа со складскими комплексами, поставщиками. Крупные транспортно-логистические компании предлагают услуги под ключ, которые включают не только организацию доставки товаров, но и их хранение, погрузку, разгрузку, маркировку и прочее

Виды
Начинающие индивидуальные предприниматели, небольшие фирмы, средней руки производства, крупноформатные холдинги — любой бизнес нуждается в качественно организованной логистике. Крупные фирмы могут позволить себе сформировать отдел, который будет полностью работать над логистикой, подбором транспорта. Мелкие предприниматели обращаются к юрлицам, логистическим компаниям, которые готовы принять ответственность за определенную сумму.
Внутренняя транспортная логистика — это перемещение ТМЦ внутри одной и той же организации, между ее филиалами. Сюда же относится транзит сырья с добывающих станций на станции переработки, транспортировка продукции с конвейера на складские площадки.
Внешние транспортно-логистические услуги — это уже взаимодействие непосредственно с потребителем. Здесь в большей степени важны скорость доставки и сохранность товара.
При традиционном подходе перевозка выполняется последовательно, поэтапно, груз передается по цепочке, на каждом этапе устанавливаются свои тарифы. При современном — весь процесс на себя берет один оператор, который выставляет единый тариф.
Методы
Различают следующие виды перевозок в логистике:
- Унимодальные. При данном виде грузоперевозки на протяжении всего маршрута задействуется один вид транспорта. Один из самых выгодных вариантов, снижающих риски повреждения, порчи, утери груза.
- Мультимодальные. Логисты используют два и более вида транспорта. Например, перевозят груз по суше при помощи железной дороги до порта, а через море транспортируют товары на морском судне или самолете. Перевозка курируется одним организатором. Мультимодальность позволяет сократить расходы заказчика и оптимизировать скорость доставки.
- В случае интермодального вида грузоперевозок в логистике организация процесса лежит на одном операторе, но разных перевозчиках. При этом перемещение груза с одного вида транспорта на другой происходит по единой накладной, нет необходимости заводить новые документы. Это уменьшает затраты и упрощает доставку.
- Смешанный вид транспортной логистики предполагает использование одного типа транспорта вкупе с кросс-докингом. То есть построенный путь предполагает временное хранение грузов на складе или самом маршруте.
- Комбинированные грузоперевозки отличаются от смешанных только использованием разных видов транспорта.
Отдельно выделяют логистику:
- на основе доставки — товары доставляются по цепочке производитель — потребитель, без посредников, без промежуточного хранения на складе;
- на основе спроса — товары доставляются только после того, как их заказывает потребитель (этот метод улучшает управление запасами и позволяет сэкономить массу средств, им пользуются маркетплейсы);
- на основе запасов — товары доставляются с ближайшего склада, где заранее собирается запас нужного объема продукции, это сильно сокращает время доставки.

Принципы
Транспортировка в логистике строится по нескольким принципам, в основе которых лежит оптимизация. Оптимизация времени, расходов, маршрута, чтобы груз доехал сохранным из точки А в точку Б в кратчайшие сроки при минимальном вложении средств. Для этого логисты:
- выбирают самый короткий и быстрый способ грузоперевозки;
- синхронизируют движение груза — согласовывают время отгрузки, разгрузки, доставки;
- для достижения лучшего результата комбинируют разные виды транспорта;
- минимизируют затраты на складирование, хранение, движение груза;
- контролируют условия хранения и качество товаров до момента получения их потребителем;
- постоянно анализируют и управляют расходами на грузоперевозку.
После всех этих манипуляций доставка должна приносить максимум прибыли и минимум убытков. Это позволяет бизнесу оставаться конкурентоспособным. Из других базовых принципов можно назвать:
- максимальную загрузку транспортных составов — никакого движения вхолостую, в полупустую;
- концентрация перевозок на самых экономичных и прибыльных направлениях;
- получение максимальной выгоды от дальности и масштаба грузоперевозок;
- сокращение или полное устранение перевалочных баз, так как складское хранение и прочие логистические услуги несут дополнительные расходы, в идеале товар должен ехать напрямую от поставщика к получателю;
- минимальное количество выездов при оптимальной загрузке транспорта.
В оптимизации помогает и грамотный выбор маршрута с учетом состояния трассы, пробок и скоростного режима.

Виды транспорта, который используется в транспортной логистике
Транспорт в логистике — это важнейшее звено, от которого зависит размер основных расходов на грузоперевозку. Автомобили, прицепы, поезда, танкеры, самолеты — у каждого решения есть свои плюсы и минусы. Неправильный выбор логиста ведет к порче или утери груза, повышает конечную стоимость товара, может привести к серьезным финансовым потерям. Поэтому в первую очередь учитывают затраты, скорость, время доставки, а во вторую — ценность и характеристики отправления, географию и протяженность маршрута, частоту и объем посылок.
Средства перевозки могут быть общественными, принадлежащими конкретной компании или физическому лицу. По основной классификации различают воздушный, наземный и водный виды транспорта. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого подвида отдельно.
- Автотранспорт. Для него характерны высокая скорость грузоперевозки, мобильность, доступность, регулярность рейсов, отсутствие жестких требований к упаковке и минимальному размеру партий. Из минусов можно назвать влияние дорожных и погодных условий на сроки транспортировки, невысокую степень надежности, дороговизну перевозки на большие расстояния, малую грузоподъемность.
- Ж/д. На провоз по железной дороге в большинстве случаев не влияют ни сезон, ни погода. Не является проблемой и протяженность маршрута. Рейсы выполняются регулярно, при этом можно перевозить крупные партии. Из минусов: монополизация направления конкретными перевозчиками, малая мобильность поездов.
- Трубопровод. В основном используется для доставки газообразного, жидкого груза, капсул. Для отправления требуется минимум персонала, а сохранность товара обеспечивается на 100%. Однако трубопроводом нельзя воспользоваться при работе с маленькими партиями, также ограничен список грузов, которые можно переправить таким способом.
- Речные судна. Идеальный вариант для соответствующей местности, отличающийся высокими провозными возможностями. Но на переправку груза влияют погода, время года, а скорость доставки крайне низка.
- Морские судна. Небольшая себестоимость, высокая надежность и грузоподъемность. Минусы те же, что и у предыдущего пункта. К недостаткам следует добавить жесткие требования к креплению и упаковке партий, нерегулярность рейсов, большие сроки доставки.
- Воздушные судна. Среди преимуществ самолетов и вертолетов — мобильность, надежность, скорость, грузоподъемность. Среди минусов — высокая стоимость перевозки, зависимость от погоды и наличия мест в грузовом отсеке.
Заключение
Из статьи вы узнали, что такое транспортная логистика, каковы ее принципы, задачи, методы, виды, насколько важен профессионализм логистов во всем, начиная от подбора транспорта и заканчивая поддержанием условий хранения груза во время перевозки. Поэтому расходы на доставку товаров и конкурентоспособность вашего бизнеса будут напрямую зависеть от того, насколько правильно вы выберете транспортно-логистического оператора.