Склады необходимы для хранения товарных запасов и формирования ассортимента производителя или предприятия. Без них не обойтись ни на одной стадии движения товаров, поэтому так важна правильная организация работы склада. При этом необходимо учитывать продолжительность хранения, объем и характеристики хранящейся продукции, планировку и площадь помещения, наличие специального оборудования. Это поможет контролировать движение товаров, повысить эффективность бизнес-процессов, предотвратить потенциальные убытки и потери. Давайте же разберемся, как грамотно организовать складскую деятельность предприятия.
Организация складского хозяйства начинается с регулярного количественного и качественного учета хранящихся на складе материалов и товаров. Процесс контролирует главный бухгалтер или завскладом, а реализует кладовщик. Нужно понимать, что в работе складского хозяйства участвуют также грузчики и младший рабочий персонал. Работники склада несут материальную ответственность за непредвиденные убытки и «недостачу». При увольнении или приеме на работу новых сотрудников проводится обязательная инвентаризация. На законодательном уровне учет регламентирован ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Учет помогает контролировать:
С помощью учета можно предотвратить убытки за просроченные или утерянные товары, хищение со стороны кладовщиков и иных сотрудников, возможную порчу материальных ценностей компании.
Как правильно организовать учет на складе? Универсальных способов нет, каждое предприятие выбирает максимально подходящий в его случае вариант:
Для каждого из методов разработано свое документальное оформление.
С точки зрения логистики, складское хозяйство на предприятии состоит из нескольких элементов, каждый из которых является важным и обязательным звеном в процессе движения и хранения товаров. Перечислим их все:
Поговорив немного об организации работы склада на предприятии, перейдем к классификации складских помещений. Существует шесть основных способов классифицировать хранилище, и каждый из них имеет свои критерии.
По назначению. Все склады можно поделить на:
По условиям хранения. Здесь основной критерий сортировки — температурный режим. Различают:
По конструкции. Открытые склады подходят для ТМЦ, которые можно хранить на улице, закрытые — полностью защищают продукцию от внешних агрессивных факторов. Полузакрытые представляют собой промежуточный вариант, снабженный навесом от сильного ветра, снега, дождя.
По ассортименту. Если в хранилище можно размещать разные виды позиций, его именуют универсальным, а если только конкретную продукцию — то специализированным. В целом принята следующая классификация:
По принадлежности. Складские помещения могут принадлежать производителю, торговой организации, транспортно-логистической компании (экспедиторской фирме, 3PL-оператору).
По технической оснащенности. Система складирования на предприятии может быть:
Организация складских работ будет максимально эффективной при грамотном формировании документации. Каждая операция требует заполнения определенных актов, форм, накладных.
Приемка. В процессе приемки ТМЦ необходимо заполнить накладные поставщика, приходные накладные, товарно-транспортный документ. Если ТМЦ пришли в ненадлежащем объеме или без сопроводительной документации, составляется акт приема, который позже ляжет в основу претензии.
Хранение. Для каждой позиции на складе создают учетную карту (для фиксации расположения и движения товара) и ярлык ТОРГ 11 (включает наименование, артикул, количество и пр.).
Движение. Чтобы отправить неиспользованные позиции на склад, оформляют накладную-требование М-11. Если продукт увозят на производство или в магазин, заполняют форму ТОРГ-13.
Убытие. Для перенаправления ТМЦ в другой филиал или организацию нужно оформить накладную М-15 с указанием стоимости каждой позиции. Если товары реализуются в другую компанию, оформляют накладную ТОРГ-12. В случае порчи изделия заполняют акт списания ТОРГ-16.
Содержимое документов зависит от особенной деятельности организацию. Документацию можно вести в электронном виде, бумажном формате, в системе ЭДО.
Организация складских операций подразумевает регулярное выполнение огромного количества рутинных действий. Для повышения эффективности работы хранилища имеет смысл вложиться в автоматизацию, купить специальное оборудование, учесть особенности погрузки и разгрузки товарно-материальных ценностей, обеспечить контроль за соблюдением правил размещения товаров. Тогда вы сможете предотвратить убытки, укрепить и поднять свой бизнес на новый уровень.